1) раскрыть концептуальные основы кибербезопасности образовательной среды школы.
2) выявить эмпирические предпосылки обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы.
3) разработать превентивные стратегии и механизмы противодействия негативному влиянию киберопасности на социальную и психологическую стабильность субъектов образовательного процесса школы.
4) провести практическую верификацию разработанной системы педагогического обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы с использованием комплаенс-менеджмента.
Ожидаемые результаты:
1) Характеристика концептуальных основ кибербезопасности образовательной среды школы с использованием комплаенс-менеджмента.
2) Комплекс превентивных стратегий и механизмов противодействия негативному влиянию киберопсности на социальную и психологическую стабильность субъектов образовательного процесса школы (новая концепция воспитательной работы со школьниками как парадигмы кибербезопасности, стандарт обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы, методические инструкции обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы для учителей, родителей и учеников, в которых будут прописаны менеджмент управления рисками кибербезопасности, комплаенс-менеджмент соответствия стандартам кибербезопасности; кроссплатформенный сайт, адаптированный для мобильных телефонов с материалами по овладению знаниями в области обеспечения кибербезопасности образовательной среды).
3) Инструменты размещения разрабатываемых материалов для указанного сайта.
4) Опубликование одной статьи в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index, Arts and Humanities Citation Index и (или) базы Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти).
5) Опубликование 3-х научных статей в казахстанских журналах, рекомендованных КОКСНВО МНВО РК.
6) Издание одной коллективной монографии, прошедшей рецензирование и рекомендованной к публикации не менее чем двумя обладателями ученого звания профессора и/или ученой степени доктора наук;
7) Получение в казахстанском патентном бюро свидетельства о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности на монографию.
8) Авторские свидетельства об объектах интеллектуальной собственности.
Достигнутые результаты:
2023
Описана характеристика концептуальных основ кибербезопасности образовательной среды школы с использованием комплаенс-менеджмента
Определены дескрипторы базовых понятий кибербезопасности в свете современного состояния проблемы и системообразующих признаков безопасной образовательной среды. Дана характеристика роли и места комплаенс-менеджмента в обеспечении кибербезопасности школьной образовательной среды.
Описана характеристика факторов негативного психоманипулятивного воздействия киберугроз, в т.ч. новейших киберугроз, на социализацию детей школьного возраста, на информационно-цифровую систему организаций образования.
Разработаны программы, сценарии, составлены протоколы семинаров, тренингов среди учителей и родителей школьников по обеспечению кибербезопасности образовательной среды. Опубликована научная статья в рецензируемом зарубежном или отечественном издании, рекомендованном КОКСНВО.
Выявлены эмпирические предпосылки обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы для разработки стратегий и механизмов обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы
Разработана система критериев, дескрипторов уровней цифровой грамотности. Диагностический инструментарий для измерения цифровой грамотности, степени, степени тревожности и напряженности субъектов школьной образовательной среды, обусловленных кибератаками и кибертерроризмом.
Описана характеристика уровней и индекса цифровой грамотности, психоэмоционального состояния субъектов школьной образовательной среды в дискурсе кибербезопасности.
Описана характеристика применяемых в школе защитных средств, в частности, криптографических протоколов, позволяющих шифровать электронную почту, файлы и другие важные данные
Разработаны программы, сценарии, протоколы семинаров для учителей по обеспечению кибербезопасности образовательной среды
Разработаны материалы тренингов для родителей школьников по обеспечению кибербезопасности образовательной среды
Разработан комплекс превентивных стратегий обеспечения кибербезопасности для субъектов образовательного процесса школы
Разработаны механизмы противодействия негативному влиянию киберопасности на социальную и психологическую стабильность субъектов образовательного процесса школы
Разработан кроссплатформенный сайт, адаптированный для мобильных телефонов с материалами по овладению знаниями в области обеспечения кибербезопасности образовательной среды.
Разработаны инструменты для размещения разрабатываемых материалов для кроссплатформенного сайта.
2024
Разработан комплекс превентивных стратегий и механизмов противодействия негативному влиянию киберопсности на социальную и психологическую стабильность субъектов образовательного процесса школы.
Утверждена новая концепция воспитательной работы со школьниками как парадигмы кибербезопасности, разработаны стандарт обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы, методические инструкции обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы для учителей, родителей и учеников, в которых прописаны менеджмент управления рисками кибербезопасности, комплаенс-менеджмент соответствия стандартам кибербезопасности.
Разработан кроссплатформенный сайт, адаптированный для мобильных телефонов с материалами по овладению знаниями в области обеспечения кибербезопасности образовательной среды. Реализованы инструменты размещения разрабатываемых материалов для указанного сайта.
Разработаны видеоуроки, методические инструкции, интерактивные упражнения и тестовые материалы, содержащие различные практические примеры и ситуации по киберопасности в сети интернет, телефонных звонках, распространению вирусов на цифровых устройствах и прочее. Опубликована научная статья в рецензируемом зарубежном или отечественном издании, рекомендованном КОКСНВО.
Дана оценка степени валидности и надежности, обоснованности полученных результатов.
2025
Проверена достоверность полученных научных результатов
Разработана программа опытно-педагогической работы по развитию цифровой грамотности субъектов образовательного процесса как основы обеспечения кибербезопасности школы
В отечественных периодических изданиях:
— L.S. Syrymbetova, Zh.O. Zhylbayev, Z.K. Kulsharipova, M.U. Mukasheva, D.B. Abykenova. Parameters and criteria of the school educational environment expertise// Вестник КазНПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2023. Volume 56, №3, с. 124-133
https://doi.org/10.51889/2960-649.2023.15.3.014
— Жилбаев Ж.О., Асаинова А.Ж., Матенова Ж.Н., Абильдинова Г.М., Абыкенова Д.Б. Комплаенс-менеджмент и управление рисками кибербезопасности в системе школьного образования: теоретический обзор//Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. .– 2024. – Том 29. Выпуск 1(113). – С. 106–113.
https://doi.org/10.31489/2024ped1/106-113